суббота, 27 октября 2018 г.

"Мир Дикого Запада"

Досмотрел второй сезон.
И таки по итогам могу сказать - а) второй сезон скатился в треш по сравнению с первым и б) сериал в целом - с учетом второго сезона - получился... так себе.
Да, я знаю, что всякие рейтинги и подборки считают его в числе лучших из того, что выходило за последнее время. Ну, что я могу сказать - если ЭТО входит в число лучшего, то напрашивается вывод: современные сериалы не стоит смотреть, кроме отдельных исключений. И высокий рейтинг и хорошие отзывы вовсе не гарантируют, что перед вами - то самое исключение.

Почему же так получилось? И трейлер был действительно хорош, и заставки прекрасные, и задумка в целом интересная, и отличный саундтрек, и отличная игра актеров (да, я довольно редко говорю такое о современном кинематографе), и неплохая НФ составляющая, и костюмы, и виды природы - вроде все, что нужно, есть - а получилось в результате...

А в результате получилось - мясо. Просто тупо мясо, которое заслоняет все остальное.
Во-первых, у меня вызывает отторжение такое количество жестокости и насилия в кадре. Хотя иногда оно бывает художественно оправданным. Причем оправданным оно может быть как за счет подаваемой идеи, как и за счет... законов жанра. Если я смотрю боевик или военную драму, и вижу на экране гору трупов, которую в принципе можно и не показывать - я считаю это в порядке вещей, потому что это - особенность жанра. Ни гора трупов, ни принадлежность к жанру сами по себе не делают фильм хорошим - но жанровая специфика дает своего рода индульгенцию на те вещи, которые были бы неоправданны и неуместны, если б фильм к этому жанру не относился. Но - всему же есть предел. Во вором сезоне количество жестокости, насилия и трупов в кадре зашкаливает настолько, что они уже не шокируют, а вызывают сначала раздражение, а потом - просто скуку.
Во-вторых, мясо, которое не интересно, которое эмоций уже не вызывает в силу того, что его слишком много, которое не сообщает никакой информации, важной для понимания сюжета или того, что твориться в головах персонажей - это зло, потому что оно отнимает экранное время у вещей, которые могли бы быть более интересными. И отнимает динамику у сюжета.
Складывается ощущение, что создатели либо просто сами наслаждаются этим мясом (а тогда они на голову ненамного здоровее некоторых героев), либо считают, что смотреть их творение будут в первую очередь ради того, чтоб насладиться мясом. А я не люблю создателей чего бы то ни было, которые считают публику а-приори тупой и больной на всю голову.

Ну, а кроме мяса?
А кроме мяса, мы имеем...
1. Во втором сезоне - скомканные и запутанные временные линии происходящего. Да, наложение кусков из разного времени и одинаковость показа настоящего момента (по отношению к персонажу) и воспоминаний были еще в первом сезоне. И это - хорошая задумка, потому что сериал - про роботов, которые не умеют разделять воспоминания и реальность, память которых фрагментарна и неполна, потому что их воспоминания регулярно стирают. Но в первом сезоне оно не создает ощущения хаотичности у зрителя, и разобраться в этих линиях вполне можно, как только нам дадут необходимые зацепки.
Во втором сезоне это превращается в хаос, в котором не разберешься без поллитры без блокнота и бумаги, а лучше - видеоредактора, чтоб можно было перемонтировать куски сезона в хронологической последовательности. С одной стороны - оно вроде оправдано тем, что мы видим происходящее зачастую с точки зрения Бернарда, воспоминания которого бессистемны, разрозненны и без хронологической привязки. Как художественный прием - вполне имеет право быть. С другой стороны - становится совершенно не понятно, что, как и почему происходило в парке после катастрофы. Да, отдельные куски имеют схожие сцены, которые могут служить маркерами для их взаимной привязки - но кусков и маркеров слишком много, чтобы удержать их в голове на протяжении нескольких серий. В итоге имеем почти полсезона (за вычетом "японской" линии, линии Человека в черном и линии Долорес) киносалата. Салат на протяжении такого времени становится утомительным.
2. Слишком много больных на всю голову персонажей-людей.
Форд. Если вначале он выглядел талантливым, ироничным гением слегка "не от мира сего", как и большинство гениев, по-своему трогательным, к концу первого сезона выяснилось, что он - на всю голову больной. Потому что сознательно спровоцировать такую мясорубку здоровый на голову человек просто не мог. И даже просто демонстративно покончить с собой на глазах у толпы, причем толпы, собравшейся на праздник - это уже о чем-то да говорит.
Уильям. Изначально показан конкретно сдвинутым. И в первом сезоне прекрасно показано, как его характер развивался. Интересных деталей, добавленных к его характеру во втором сезоне, две. То, как он постоянно ожидал "подставы", запланированной Фордом, поэтому бывал уверен, что перед ним не реальные люди, а реалистичные андроиды, в результате чего пристрелил собственную дочь. Да, именно так в реальной жизни и работает бред. И то, что он даже в собственной своей "настоящести" сомневался. А вот красивые рассуждения про "пятно тьмы" - абсолютно излишни, все уже наглядно показано в первом сезоне. Это похоже на то, как человек рассказал смешной анекдот, все уже отсмеялись - и тут он начинает объяснять, в каком месте и почему надо смеяться. И да, это вообще довольно часто встречается у современного кинематографа - в диалогах и монологах разжевывать на словах то, что можно просто наглядно показать, или то, что наглядно уже показано. Чем больше я этого вижу, тем больше для меня шарма в немом кино, со всеми его гипертрофированными ужимками и картинными позами. Потому что там словами никогда не злоупотребляли.
Джеймс Делос. Ну, идея жить вечно в теле андроида сама по себе на полностью здоровую не тянет.
Шарлотта Хейл. Тут дело не только в крайней циничности, жестокости и упертости, а, скорее, в мелких деталях. Например, она одного из сотрудников парка пригласила на деловую беседу именно на то время, когда развлекалась с андроидом. И да, с дальновидностью у нее тоже не очень хорошо - ее, представителя совета директоров, совершенно не волнуют последствия произошедшего вообще и затягивания эвакуации гостей в частности. Когда ей грозят обнародованием того факта, что в парке втихаря следили за гостями и собирали их данные вплоть до ДНК, она говорит, что когда люди узнают о проекте, над которым работает корпорация - всем будет плевать. Имеется ввиду проект по достижению бессмертия с помощью перемещения сознания человека в тело андроида. Вам кажется логичным ее аргумент? Вспомните о том, что проект еще ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ далек от завершения. Все, чего специалисты Делоса добились за 30(!) лет - критический сбой функционирования отодвинулся с недели до полугода. Есть Бернард? Он - разработка Форда, которого больше нет. А там ведь явно будут еще суды на огромные суммы, потому что парк гарантировал гостям безопасность, а гости там все были небедные. Плюс убитые и раненые при исполнении служебных обязанностей сотрудники - а это выплаты компенсаций. Если учесть количество пострадавших и погибших - последствий будет достаточно для того, чтоб разорить корпорацию Делоса или, по крайней мере, довести ее до состояния, когда на продолжение ОЧЕНЬ дорогого проекта денег не будет. Весьма скромные успехи проекта плюс значительный ущерб репутации даже по одному поводу (невыполнение обязательств по обеспечению безопасности) - и какие бы перспективы бессмертия корпорация ни обещала когда-нибудь в неопределенном будущем, денег им уже на проект почти никто не даст. А Шарлотта считает, что такой мелочью, как хотя бы сделать вид, что для спасения гостей делается все возможное, можно пренебречь. А вот стрелять, в том числе по живым мишеням, гламурная дамочка из совета директоров явно хорошо умеет - притом, что завсегдатаем парка не является. К чему и зачем она готовилась, регулярно ходя в тир?
Нет, есть, конечно, и нормальные люди, но четырех явно ненормальных на сериал про роботов (а не про психиатрическую клинику) на мой взгляд более, чем достаточно. Но то чья-то жена оказывается алкоголичкой, которая кончает самоубийством, то чей-то сын сторчался и умер от передоза... А тут еще и роботы с катушек массово посъезжали.
3. Нарушения в логике поведения персонажей. Да, есть персонажи, логика поведения которых выстроена так, что не придерешься, даже если логика эта извращенная, как у Форда и Уильяма.
А есть перепрограммированный стрелок Тэдди, который сначала демонстрирует зашкаливающую жестокость и жесткость, в которых может поспорить с Долорес - а потом начинает предаваться созерцанию природы, самокопанию и сожалениям о том, что с ним сделали. Нет, я не говорю, что он не мог покончить с собой, и даже не говорю, что он не мог переживать из-за того, что с ним сделали. Но тот персонаж, который пристрелил пленника просто за то, что тот не мог ответить на вопрос, раз уж собрался выстрелить себе в висок - сказал бы Долорес, что если ей нужен был лучший стрелок Запада, то он сейчас поимеет ее так же, как она поимела его. А еще он в лицо назвал бы женщину, которая так с ним поступила, с*кой. Или еще как похуже.
Мэйв в своей финальной сцене сначала смогла остановить огромную толпу других роботов, а потом они ее порвали. Но. Раз она может "силой мысли" контролировать и перепрограммировать других роботов - почему в этот момент она не дала команду "остановить моторику", которая действовала бы до поступления команды, ее отменяющей? Почему не дала директиву "сейчас ты погрузишься в глубокий сон без сновидений", которая полностью отключила бы этих роботов? В конце концов, почему просто не перепрограммировала их обратно, устраняя те изменения, которые внесла зомби-Клементина, и саму зомби-Клементину не попыталась вырубить? Ведь у нее была возможность это сделать, а у создателей сериала была прекрасная возможность проиллюстрировать ситуацию "антивирус против вируса". То, что она бросается сама искать в толпе свою дочь, хотя просто могла в толпу дать запрос на поиск девочки - тут ладно еще, можно допустить, что Мэйв слишком уважает свободу личности других роботов (и да, уважает, и это проявляется не только в том, как она поступала в "японской" части сюжета, но и в том, что она не влезла в мозги дочери, у которой на тот момент другая мать)
Можно и еще насчитать.

И кроме этих странных нелогичных моментов в поведении персонажей, и кроме избыточности (слишком много мяса, слишком много психов, слишком много ненужных слов, слишком перегруженные визуальными деталями кадры) есть еще несколько вещей, которые лично меня раздражают.
Меня раздражает небрежность в терминологии (я что-то где-то говорил про то, что НФ составляющая неплоха, кажется?)
Во-первых, кортикальная жидкость. Cortical fluid в оригинале, кстати. "Кортикальный" - это "корковый", в крайнем случае "оболочечный" или "панцирный". В биологии и медицине обычно подразумевается кора головного мозга, но - не будем придираться - может обозначать и кору дерева, и любую внешнюю защитную оболочку, включая панцирь животного или скорлупу яйца. Аналога коры головного мозга у андроидов нет, а быть внешней оболочкой жидкость не может по определению. Термин - наукообразный, но бессмысленный и беспощадный.
Во-вторых, "шарнирная конструкция черепа". Упоминается в связи с тем, что устройство для извлечения круглого процессора, которым собирается воспользоваться Бернард, не подходит, потому что оно - для устаревших моделей, а у Бернарда череп "как у человека" (если хотите дословно - "как у меня" сказала Элси). Шарнир - это такое подвижное сочленение. Т.е. в черепе "шарнирной конструкции" что-то должно куда-то откидываться или отгибаться. Мы, кстати, у совсем старых андроидов такое даже видим - Форд демонстрирует на примере андроида-мальчика Роберта. НО. Если "шарнирная конструкция черепа" - то, что продемонстрировано на примере Роберта, то 1) устройство для извлечения ЦПУ из такого черепа Бернарду действительно бы совсем не подошло, потому что 2) у Роберта лицо просто по команде раскрывалось на несколько частей. Дальше черепа нам не показали, но логично через это обеспечить доступ к ЦПУ без всяких подобий трепанации. Так что устройство для шарнирных черепов разрезало бы кожу на лице и  подцепляло бы и разводило части лица и затем - черепа, и на Бернарде оно не сработало бы вообще или бесповоротно раскроило бы ему лицо на британский флаг. Ну, или конструкция Арнольда вовсе не была так элегантна, как говорит Форд.
Кстати, кто вообще придумал размещать андроидам ЦПУ в голове? Некоторые гости наверняка и дубьем несчастных машин по голове лупят, и мебель им об голову ломают, не исключено и что колесом телеги по голове проехать могут, или вовсе голову оторвать, или стрелу в глаз пустить (индейцы луками пользуются, да и в "японской" части парка луки вполне в ходу). А то и взорвать с помощью нитроглицерина. Очень уязвимая часть тела, а контрольное устройство - самая ценная часть андроида, особенно с учетом секретного проекта по сбору данных. Не будет ли контрольное устройство в большей безопасности где-нибудь в глубине грудной клетки?
Кстати, нитроглицерин в парке - вообще плохая идея. Гости запросто могут с его помощью навредить друг другу или сами себе. Да и луки не лучше - выстрелит андроид в другого андроида или в... как это будет... звероида, короче, а тут какой-нибудь гость случайно из-за угла голову высунет, и ту стрелу словит. Никакой безопасности, в общем.

А еще меня очень раздражает, что у андроидов при обретении свободы воли, похоже, отказывают навыки опрятности. Потому что они приобретают дурную привычку подолгу ходить перемазавшись кровью, не менять и не зашивать порванную одежду, а некоторые женороботы вообще замечены в привычке шляться в одном белье (и нет, я имею ввиду не девочек из борделя, у которых это рабочая одежда, а Долорес, большую часть второго сезона рассекавшую без кофты). В общем, панк не мертв, он просто так пахнет андроид...

Комментариев нет: