понедельник, 26 ноября 2018 г.

про кино. "Богемская рапсодия"

Итак, в эфире снова наше меленькое кинообозрение.

И да, я сходил на "Богемскую рапсодию".

И нет, здесь не будет длинной простыни на тему "вот это - плохо, вот это - мне не нравится, вот тут - несостыковка".
Почему? Все просто. В этом фильме наверняка есть, к чему придраться, и несостыковки в нем наверняка есть - но у меня нет ни малейшего желания уделять этому внимания. Потому что фильм мне действительно понравился.
Я пока не знаю, войдет ли он в число моих любимых фильмов (об этом можно будет судить только после того, как я его посмотрю еще три-четыре раза, не раньше) - но это однозначно лучший из виденных мной фильмов, снятых за последние лет пять, а то и десять.
В нем нет ни пошлости, ни чернухи, ни перегруженности спецэффектами в ущерб смыслу. В нем нет постоянного и пристального пережевывания темы сексуальной ориентации Меркьюри - и это хорошо, но нет и стыдливого замалчивания этой темы. В нем есть смысл, в нем есть эмоции, в нем есть потрясающая музыка, которая уже даже одна только сама по себе стОит экранного времени и - похода в хороший кинотеатр с хорошей акустической системой тоже стОит. В нем есть убедительная игра актеров. Я не знаю, идеальна ли она, или кто-то где-то наиграл или недоиграл - мне было не до того, чтобы оценивать актерскую игру. Я следил за героями - и игру актеров просто не видел, потому что в ней не было ничего, что отвлекало бы от жизни героев. Что еще нужно?
Я на данный момент не уверен, насколько можно сказать, что фильм снят с уважением к Фредди Меркьюри как человеку (для этого нужно будет пересмотреть, и еще раз осмыслить), но я уверен, что фильм снят с уважением к группе "Queen" и ее музыке (одна только реконструкция записей с Live Aid специально для фильма чего стоит).
А еще - фильм художественный, а значит является творческим переосмыслением и фактов, и личностей героев, и их взаимоотношений. Он не обязан соответствовать реальным событиям и характерам - для этого есть жанр документального кино. Если у вас есть претензии к тому, что на самом деле все было не так - просто посмотрите титры или полный список съемочной группы на imdb. В работе над фильмом участвовали два человека из основного состава Queen, и если они не вышли из проекта, не попросили не упоминать их имена и не выступили с заявлением о своем принципиальном несогласии с прокатной версией фильма, то уж вам-то вряд ли стоит возмущаться.

А вот о чем я не могу не сказать - это о многослойности смыслов в некоторых моментах для тех, кто "в теме". Например, в сцене, где Фредди узнает о том, что болен СПИДом, фоном звучит потрясающе нежная, лиричная и полная грусти песня - "there's no time for us, there's no place for us..." ("не существует времени для нас, не существует места нам... ").
Это могло бы быть просто иллюстрацией на тему "вот такая печальная ситуация" - но для любого человека, хоть немного знакомого с творчеством Queen и хоть немного понимающего английский, это - начало песни, названием и лейтмотивом которой является вопрос "who wants to live forever?" ("кто же захочет жить вечно?"), и где есть слова о скоротечности счастья и о том, что любви суждено умереть. И этот не звучащий в фильме, но всплывающий в памяти текст делает звучание начала этой песни в этот момент жизни героя размышлением о неизбежности смерти В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ, и о принятии собственной смертности, об отказе от мечты о вечной жизни.
Для тех, кто знает чуть больше, чем просто песню - это песня, написанная специально для фильма "Горец". Песня к фильму о бессмертных (в частности, к тому моменту, когда умирает смертная возлюбленная бессмертного героя), звучащая в момент известия о неизбежности скорой смерти. И да, сразу возникает мысль о том, что тема бремени бессмертия (а значит, бесконечных утрат), которая в фильме и представлена-то в основном этой композицией (если вырезать закадровую музыку, драмы о тягостности жребия бессмертных в фильме не удастся обнаружить вообще, она там в сценарии по сути просто не заложена - и хоть какую-то смысловую глубину и неоднозначность придает именно саундтрек), рождается из осознания собственного скорого ухода из этого мира. Вот только... для тех, кто знает еще больше (или пользуется гуглом) - в жизни написал ее не Фредди Меркьюри, а Брайан Мэй. Но мы же уже говорили о том, что фильм - художественный, и может себе позволить отступления от фактов, тем более, в таких тонких намеках.
Ну и для совсем знатоков - вишенка на торте. События фильма заканчиваются концертом Live Aid  в июле 1985, а эта сцена относится к заметно более раннему времени, тогда как песня - саундтрек к фильму, вышедшему в 1986, и часть альбома, изданного в том же 1986. Причем она не могла быть написана раньше начала лета 1985, потому что на ее написание Брайана Мэя вдохновил уже отснятый материал, а собственно съемки (если верить википедии) шли с апреля по июль. Можно еще поискать даты работы Queen над саундтреком, они наверняка известны - но на это нужно время и силы. Так или иначе, я, не будучи большим знатоком творчества группы, заметил в фильме всего две композиции, вышедшие после служащего точкой в сюжете Live Aid, и  являющиеся анахронизмами относительно событий фильма (вторая - звучащая на титрах "Show must go on" с альбома 1991 года). И этот факт вместе с внимательностью и бережностью по отношению к музыкальному материалу не оставляет сомнений в том, что анахронизм этот допущен намеренно и осмысленно, а не по ошибке. А значит - это смысловое послание внимательному и знающему зрителю.

Комментариев нет: