суббота, 29 августа 2009 г.

немного политики

Как-то так исторически сложилось, что мои политические взгляды менялись неоднократно и, наверно, поменяются еще не раз.

В сопливом детстве я жил в стране, руководимой коммунистической партией и - вроде бы - стремящейся построить то ли коммунизм, то ли социализм с человеческим лицом. Правда, умных слов про человеческое лицо я тогда еще не знал. Тогда я думал, что я коммунист. Ровно до тех пор, пока однажды не поинтересовался, а что же такое, собственно, коммунизм. И что такое социализм (просто социализм, без всяких лиц). И чем они отличаются - ведь иначе это было бы одно слово. Мне популярно объяснили, что социализм - это "от каждого по способностям, каждому по труду", коммунизм - "от каждого по способностям, каждому по потребностям" и чтобы перейти потом к коммунизму надо сначала построить социализм. Если с "от каждого по способностям, каждому по труду" я в принципе готов был согласиться, то "от каждого по способностям, каждому по потребностям" вызвало у меня бурю эмоций. Я никак не мог понять, как такое возможно. Потому что большинство людей стали бы бездельничать - ведь им все равно постараются дать "по потребностям", а потребности у человека почти безграничны... В общем, я честно пытался убедить маму (которая и проводила краткий ликбез), что это невозможно в принципе. Мама пыталась возражать, что к тому времени люди будут уже совсем другими и лениться не будут, но я не поверил. Наверно, в тот момент я стал социалистом. Мне было, кажется, лет шесть. С того памятного вечера вплоть до подросткового возраста политикой я не интересовался.
В подростковом возрасте с политическими взглядами у меня было странно. Романтическое и наивное увлечение нарождающейся демократией у меня было, но было недолго. Скорее я верил в "личность в истории" - т.е. в конкретного лидера, а не в идеологию или строй. И этим лидером был Ельцин. Я отчетливо помню, что именно по моему наущению мои мама, папа и бабушка, которые вообще не собирались идти голосовать, пошли и все трое проголосовали за него. В 96м я не спал всю ночь, слушая предварительные итоги выборов по разным регионам. В 96м мне исполнилось 14 лет.
В то же время я отчетливо помню, что лет в 14-15 я был убежденным монархистом. То ли я постоянно метался между монархией и "личностью в истории", то ли монархию считал оптимальным строем "вообще и в идеале", а Ельцина - лучшим, что было в конкретных политических реалиях... не помню. Одно могу сказать с уверенностью - идея восстановления "прямо тут прямо счаз" монархии с Ельциным в качестве монарха мне в голову, разумеется, пришла, была обмозгована и довольно быстро напрочь забракована.
А потом был долгий период политического нигилизма, когда я пришел, в общем-то, к другой стороне пердставлений о "личности в истории" - любой политический строй имеет свои достоинства, которые сводятся на нет конкретными людьми "на верху" в силу их весьма сомнительных моральных качеств. Если бы в это время мне попала шлея под хвост и я собрался бы кого-то за что-то агитировать - я бы агитировал за саботаж выборов.
И в то же время в этот самый период я в течение нескольких лет весьма активно интересовался историей революционного движения в России периода от первой революции до становления сталинского режима (т.е. 1905-1930) с наибольшим упором на промежуток 1917-1926. Нет, у меня не было отчетливых симпатий к какой-либо политической силе - у меня была симпатия к конкретным людям. Которые и сформировали мое нынешнее отношениее к коммунизму и к тому, что вышло из попытки реализовать его на практике. К первому - как к прекрасной, но совершенно оторванной от реальности мечте (в шесть лет я считал это просто глупостью), примерно как к мечте девочки о прекрасном принце на белом коне. Ко второму - как к роковой ошибке слишком замечтавшихся романтиков.

Я по сей день не могу оставаться равнодушным к романтике революционного подполья, в которое порой уходили, ставя на кон все, что у них было и даже чего еще не было, неоперившиеся мальчишки. Таким пламенным юнцом в начале прошлого века был Феликс Дзержинский. Он даже гимназию не смог закончить - исключили за "политику". Меня почти до слез трогает вера в то, что в советском государстве не должно быть разницы в привилегиях и занимаемых должностях между партийными и беспартийными, но быть членом партии - великая ответственность и добровольно взваленнаый на себя груз дополнительных обязанностей (все та же непреложная вера в идеальных людей, что и заложена в сам принцип коммунизма - узнаете?). Об этом писал Михаил Фрунзе. Тоже "профессиональный революционер", но почти на 10 лет младше... Мы все слишком хорошо знаем, что эта красивая идея на практике обратилась в свою полную противоположность.

А вот в последнее время я как-то случайно обнаружил, что все больше тяготею к анархизму, хотя пока совершенно не ясно, к какому именно...

PS все, изложенное выше,- мои личные политические взгляды, которые я никому не навязываю, на истинность которых не претендую, и - более того - большинство которых давно перерос

Комментариев нет: