вторник, 5 декабря 2017 г.

Итак, "Интерстеллар". Разбираем на кусочки


продолжение здесь

Начали. Не буду даже пытаться расписать все и сразу, но пока не решил, буду делать серию постов, или просто буду дополнять потом этот же пост (и да будет длиннющая простынь!)

Дисклэймер. Во-первых, я не претендую на исчерпывающий разбор. Я пишу о том, на что обратил внимание я. Я мог что-то пропустить, или посчитать что-то неважным, или само собой разумеющимся. Во-вторых, я мог где-то ошибиться как в фактах, так и в трактовке происходящего в фильме. И не вижу в этом ничего зазорного. И да, меня можно поправлять, дополнять и аргументированно со мной спорить. Нельзя - требовать от меня, чтобы я потратил свое время на пересмотр фильма и более детальный анализ его самого, источников, справочников, провел точные расчеты, почитал критиков и обзоры. Я трачу на это все ровно столько своего свободного времени, сколько готов на это потратить. Потратить больше - не готов.


Итак, во-первых, фильм в целом мне не очень понравился. НО. Несмотря на общее впечатление и то, про что будет сильно дальше, я не готов назвать фильм плохим или сказать, что он не стоит потраченного времени. Он его стоит.
На самом деле, хорошего довольно много. А то, на что я хочу обратить внимание, и за что я создателям фильма благодарен - это диалог со Стэнли Кубриком и его "Космической одиссеей 2001 года".

Пара слов про "Одиссею". "Одиссея" прекрасна. Это фильм, который я посмотрел - и влюбился. Можно много говорить об особенностях сюжета, о том, затянут фильм или нет - но не стоит. Этот фильм - в прямом смысле слова движущаяся картина. Большую часть кадров можно просто распечатать, вставить в рамы и вешать на стены. Но когда мы видим все это в движении, сопровождающемся прекрасной классической музыкой... Мне иногда кажется, что сюжет в этом фильме - всего лишь повод показать космический вальс кораблей и планет. И общие темп и ритм фильма подчинены этому вальсу.

Так вот - вальс. Помните кадры из "Одиссеи", где шаттл подходит к вращающемуся колесу космической станции? В "Интерстелларе" Эндюранс - тоже вращающееся колесо. Внешне он не похож на колесо Кубрика, но большинство показанных стыковок с ним происходит также - синхронизируем вращение и подходим к центру. У Кубрика мы это наблюдаем в основном со стороны - тот самый космический вальс. У Нолана все быстрее, динамичнее и показано больше изнутри кабины пилота. И, конечно, великолепная сцена стыковки, когда Эндюранс, поврежденный после неудачной попытки пристыковаться, начинает падать, стремительно вращаясь.
Хотел сначала написать "у Нолана - никаких танцев". Но решил, что это не так. Это - тоже танец, только стремительный и жесткий. То ли тарантелла, то ли агрессивно исполненный акробатический рок-н-ролл.
Кстати, в "Космической одиссее" тоже есть портал, ведущий неизвестно куда, и оставленный какими-то таинственными и непостижимыми "ими". В фильме герои летят к Юпитеру - но в романе Артура Кларка, который активно участвовал в работе над сценарием, портал находится возле Сатурна. Только в "Интерстелларе" портал круглый, точнее сферический, а не в форме прямоугольного параллелепипеда (и, кстати, оба выглядят объемными фигурами, а не дырками в пространстве).
И да, под впечатлением от этих деталей я все ждал, когда в "Интерстелларе" искусственный интеллект взбунтуется и начнет убивать людей, которые упорно и последовательно ставят под угрозу всю миссию. Ни того, ни другого не случилось - и это скорее в плюс фильму, чем в минус. Не потому, что не логично (в данном случае как раз было бы логично), а потому что, с одной стороны, создает дополнительное напряжение, с другой стороны, сохраняет перекличку с "Одиссеей" именно диалогом, где можно не согласиться, а не подпевкой.

Комментариев нет: