понедельник, 25 декабря 2017 г.

все еще не про "Интерстеллар", но все же про кино

...пока выдалась свободная минутка...
Есть одна вещь, которая меня очень раздражает, но присутствует она в огромном количестве фильмов самых разных жанров, снятых в самых разных странах, так что вижу я ее регулярно. Исключение, пожалуй, только фильмы про врачей и спасателей, и то не всегда.

Вот случилась с кем-либо из персонажей совсем беда-беда. В смысле, умер персонаж. Что делают окружающие? Кто-нибудь проверяет пульс на сонной артерии, и после этого сообщает окружающим (и зрителю) о том, что пострадавший - все.

И это  вот меня раздражает. Нет, не поймите меня неправильно. Дело не в том, что при критически низком давлении пульс может не прощупываться даже если клиент еще (с горем пополам) жив. И даже не в том, что констатировать факт смерти должны вообще-то медики или хотя бы парамедики - фиг с ним, (пара)медики попозже подъедут, за кадром. Дело в отсутствии попыток реанимации. Ибо отсутствие пульса на артерии не равно биологической смерти. С момента клинической смерти, т.е. остановки сердца, есть еще несколько минут, в течение которых имеет смысл начинать реанимационные мероприятия.
Да, бывают в фильмах эпизоды, где это не особо осмысленно делать - когда персонаж свалился с реально большой высоты, или у него башка неестественно набок свернута, или он тут уже пару часов лежит... в общем, на лицо повреждения, по большому счету несовместимые с жизнью, или момент для реанимации заведомо давно упущен. Но. Схема "пощупал пульс - сообщил о смерти" прокручивается далеко не только в них. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца, кроме фильмов про медиков, обычно можно увидеть только в том случае, если персонажу предстоит выжить, но в состояние клинической смерти на экране чаще попадают те персонажи, которым этого не суждено. (А те, кто выживет, зачастую еще и не в состоянии клинической смерти находятся, а просто в коме разной степени тяжести. Ну, судя по тому, что достаточно сделать пару раз рот-в-рот, а то и вовсе поцеловать, как спящую красавицу,- и они бодренько оживают, вскакивают и бегут дальше по своим делам)

Да, в большинстве отдельно взятых фильмов можно найти этому оправдание - не оказалось рядом умеющих делать СЛР, например. Проблема в том, что это - практически общее место кинематографа.
Как будто сценаристы думают, что любые реанимационные мероприятия, проводимые случайными людьми, умеющими щупать пульс на сонной артерии, заведомо обречены на успех, и если кто-то попытается качать и дышать их невезучего героя, то убить его уже не получится. Тогда как в жизни даже у профессиональных спасателей, и даже у профессиональных реаниматологов далеко не всегда получается завести сердце с толкача.

Комментариев нет: